Филиал "Центр транспортного сервиса "Лиски"публичного акционерного общества "Украинская железная дорога"

Новости

Большие надежды на транзит в Иран – интервью главы департамента коммерческой работы УЗ

Начальник департамента коммерческой работы УЗ Юрий Меркулов в интервью порталу ЦТС о контейнерном поезде в Китай, переговорах с польскими грузоотправителями и создании судоходной компании УЗ.

 

Доля российских транзитных грузов в общей структуре всех транзитных перевозок в 2015 году составила 75% . В связи с ограничениями со стороны России в январе 2016 г. транзит сократился до небывалых за последние десять лет объемов – падение составило 54%. На фоне этого УЗ старается привлечь альтернативные грузопотоки. Однако, по тоннажу альтернативы российским грузам нет, поэтому ставку будут делать на высокомаржинальные грузы, которые в основном, везутся в контейнерах. Именно по этой причине, по словам Меркулова, основной упор УЗ сейчас делает на открытие новых транзитных маршрутов.

Читайте также Есть ли альтернатива российскому транзиту - блиц с замминистра инфраструктуры

В январе российский транзит упал на 54%. Какая причина такого снижения?

Основная причина снижения – это переориентация российского экспорта на российские порты, а также не стабильная ситуация на мировых сырьевых рынках: падение цен на нефть, переизбыток предложения на рынке ЖРС из-за низкого спроса на металлопродукцию.

Доля российских транзитных грузов в общей структуре всех транзитных перевозок в 2015 году – 75% . Доля сырьевых грузов (руда, нефтепродукты, уголь) – около 70%. Соответственно и объемы перевозок снизились. Показатель объемов транзитных перевозок – самый низкий за последние 10 лет.

Разрабатываете ли  Вы комплексную стратегию по привлечению транзитных грузов? Если да, то в чем она заключается? Что было сделано в 2015 году для привлечения транзита?

УЗ на 2015 и 2016 годы разработала Маркетинговый план по грузовым перевозкам, которым предусмотрен анализ ситуации на рынке перевозок, сотрудничество с грузоотправителями, экспедиторскими организациями и контролирующими органами, стимулирование развития электронного документооборота, совершенствование тарифной политики и тд.

Вместе с тем, стабилизировать состояние транзитных перевозок только за счет мер, принимаемых УЗ, не удается, учитывая объективные причины, которые влияют на уменьшение транзита. Кроме того, есть вопросы в которые необходимо вмешательство не только УЗ. Среди них: усовершенствование нормативно-правовой базы в части организации транзитных перевозок, предоставление УЗ статуса таможенного перевозчика, обновление парка, упрощение процедуры пересечения границы, развитие портовой инфраструктуры и тд.

С учетом всех этих факторов, для того чтобы улучшить ситуацию с транзитными перевозками мы считаем целесообразным разработку проекта закона «О развитии транзитного потенциала Украины до 2020 года».

"Альтернативы по тоннажу российским грузам нет. Эти миллионы тонн мы не возьмем больше нигде, но нужно искать другие рынки"

Возможны ли альтернативы российским грузам по транзиту?

Альтернативы по тоннажу российским грузам нет. Эти миллионы тонн мы не возьмем больше нигде, но нужно искать другие рынки  с помощью устранения барьеров на границе связанных с работой контролирующих органов, а также гибкой тарифной политики.

Но основная работа должна быть направлена на высокомаржинальные грузы. Нет руды – нужно найти продукты питания, нет угля – нужно искать электронную технику. Это, в основном, груз в контейнерах. Именно поэтому ставится основной упор на открытие новых транзитных маршрутов. Весь мир сейчас покупает китайскую продукцию и нам нужно проложить туда трафик. 

Кроме того, мы возлагаем большие надежды на снятие эмбарго с Ирана и ведем переговоры по транзиту в Иран из Европы. Однако понимаем, что на этом направлении будет большая конкуренция.

Как сделать контейнерный поезд в обход России коммерчески выгодным проектом, какие шаги для этого предпринимаются? Возможно ли снизить ставку транзита по этому маршруту?

Чтобы поезд был коммерчески выгодным необходимо достигнуть окончательных договоренностей с нашими грузинскими и азербайджанскими коллегами, а также с судоходством. На сегодняшний день 5,6 тыс. долл. за контейнер – это очень не гибкий тариф. Стоимость отправки одного контейнера по альтернативному сухопутному маршруту через Россию составляет 4 тыс. долл.

В конце февраля будет проведено заседание Координационного комитета Транскаспийского международного транспортного маршрута. К этому времени наши эксперты подготовят предложения по тарифам, которые мы сможем обсудить с нашими иностранными коллегами. Речь также пойдет о том, чтобы мы могли перевозить по этому маршруту грузы не только в Китай, но и в страны средней Азии.

Какие у этого поезда перспективы, удастся ли снизить тариф?

Российской стороной  принят ряд документов, которыми ограничены или запрещены перевозки грузов через территорию Украины. Эти меры могут привести практически к закрытию сухопутного пути перевозок из Украины через территорию РФ в направлении стран Средней Азии.

Поэтому построение альтернативного направления перевозок для предотвращения потери грузопотока является приоритетной задачей УЗ.  «Ломаный» тариф с учетом железнодорожных и паромных составляющих является, безусловно, выше сухопутного тарифа территориями стран Таможенного союза.

УЗ направила предложения к участникам проекта (как железных дорог, так и портов) по рассмотрению возможности повышения конкурентоспособности перевозок грузов в направлении черноморско-каспийского транспортного пути. Также украинской стороной предложен комплекс мер по согласованию графиков движения поездов и паромов, скорости движения железнодорожным транспортом по территории стран-участниц. В случае плодотворного сотрудничества всех участников транспортной цепи потенциальный объем грузов на этом маршруте может составить до 1 млн. тонн в год.

Недавно поляки заявили, что интересуются обходным путем вокруг России в Среднюю Азию (Узбекистан). Предпринимает ли УЗ какие-то меры, чтобы польский груз пошел через Украину, а не Румынию? 

Мы встречались с польскими логистическими компаниями грузовладельцами. Все выразили заинтересованность, но во главу угла ставят три вопроса: прогнозируемость, то есть расписание, стоимость и безопасность самого маршрута.

Кроме того, мы работаем с турецкими экспортерами. Сейчас, помимо проекта Новый Шелковый путь мы планируем организовать регулярные контейнерные перевозки из Турции в Европу через порт Ильичевск.  Это будет перевозка обычными контейнеровозами.

Когда отправляли первый контейнерный поезд по новому Шелковому пути были использованы болгарские паромы. Однако, ранее Александр Завгородний говорил о том, что УЗ может использовать те паромы, которые недавно были взяты на баланс. Так какие паромы будут использоваться?

В дальнейшем мы планируем использовать собственные паромы. До этого опыта шип-менеджмента у нас не было. Сейчас уже немного есть – были сформированы две команды для ремонта паромов. Строк выхода первого парома – 1 марта, второго – конец марта. Поставить на рейс два парома – это сейчас первоочередное задание для Центра транспортного сервиса «Лиски» (входит в управление ПАТ УЗ). В дальнейшем мы рассмотрим целесообразность создания отдельной судоходной компании, но пока что паромы будут оставаться в управлении Лиски, у них уже налажен бизнес на суше и есть определенный задел в эксплуатации пароходов.

 

Источник:

http://cfts.org.ua/articles/bolshie_nadezhdy_na_tranzit_v_iran__intervyu_glavy_departamenta_kommercheskoy_raboty_uz_993